КОНСЕРВАЦИОННЫЕ И АНТИКОРРОЗИОННЫЕ
СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
СПРАВОЧНИК


Консервационно-рабочие масла


Отличительной особенностью консервационно-рабочих масел является возможность их одноразо­вого использования при введении в эксплуатацию (до первой смены масел). Эти масла обладают вы­сокими антикоррозионными свойствами, иногда та­кими же, как и консервационные масла, но несколь­ко уступают по отдельным показателям эксплуата­ционным маслам. Постоянная эксплуатация машин и механизмов на консервационно-рабочих маслах не рекомендуется.
Получают консервационно-рабочие масла вве­дением в базовые масла малорастворимых приса­док. Среди присадок наиболее эффективны ингиби­торы коррозии АКОР-1, КП. МСДА-11, МСДА-18 и присадки МНИ-5, МНИ-7, маслорастворимый сульфат кальция, ИНГА-1, а также М-2, ВНХ-12, ВНХ-35, ОМ-12, ОМ-23, НГ-107, НГ-108 и др.
Для получения универсальных консервационно-рабочих моторных трансмиссионных и редукторных масел добавляют присадку АКОР-1 в количестве 5-10 %.
Для приготовления консервационно-рабочего масла вручную необходимо на 10 частей масла израсходовать 1 часть присадки АКОР-1. подогре­тую до 60...70 °С, и интенсивно перемешать до по­лучения однородной смеси.

Присадки КП, КП-2 (ТУ 38 101608—76)
По сво­им технологическим и защитным свойствам анало­гичны АКОР-1. В их состав входят: ВНИИНП-360;ПМС, СЖК С20—С30; ДФ-11 и ПМС-200А.
Присадку КП, подогретую до +100°С, в коли­честве 10—20 % добавляют в масло до образования однородной смеси.
Обычно в моторные масла для двигателей внут­реннего сгорания, компрессорные и трансмиссион­ные вводят 10 % присадки АКОР-1 или 20 % при­садки КП, а в индустриальные и некоторые гидрав­лические — присадку АКОР-1 в концентрации 3-5 %.

НГ-207 (ТУ 38 101186—71) по внешнему виду представляет собой маслянистую жидкость коричневого цвета. Содержит комбинированный ингибитор коррозии, противоокислительную и противопенную присадки. Предназначено для внутрен­ней консервации дизельных и карбюраторных дви­гателей, автотракторной техники, станков и других механизмов.

НГ-210 (ТУ 38-1-227—69) применяют для пропитки и защиты от коррозии металлокерамических изделий. Обладает более высокими антикор­розионными свойствами не только по сравнению с обычными маслами, но и консервационными.

 НГ-212 (ТУ 38-1-270—69) представляет собой маслянистую жидкость темно-коричневого цвета. Оно образовывает стойкую эмульсию с во­дой. Применяется для защиты от коррозии различ­ных деталей электрооборудования, изделий из черных и цветных металлов при хранении их в услови­ях повышенной влажности. Может быть использо­вано в системе охлаждения двигателей.

НГ-213 (ТУ 38 101129—75)—тормозная жид­кость. Имеет хорошую вязкостно-температурную характеристику и не вызывает разрушения резины.
Используется при сборке и консервации тормоз­ных систем автомобилей и для консервации гидро­систем и их деталей.
Тормозная жидкость НГ-213 по своим Характе­ристикам не уступает, а даже превосходит лучшие зарубежные образцы.

 ОКМ (ТУ 38 101640—80) —универсальное мас­ло для ускорения обкатки и обеспечения внутрен­ней консервации тракторных двигателей (дизелей).
В его состав входит многофункциональная сульфонатная присадка типа ПМС, кислый эфир алкенилянтарной кислоты и этиленгликоль В-15/41 по ТУ 6-14-366—72.Использование консервационных и консерва­ционно-рабочих масел регламентируется ГОСТ 13168—69, ГОСТ 7751—71, ГОСТ 9028—74 и дру­гими документами.

МСДА-1 (ТУ 6-02-834—88) — соль дициклогексиламина и синтетических жирных кислот фракции С4—С10. Это пастообразное или твердое вещество от светло-коричневого до коричневого цвета, растворимое в этаноле, бензоле, керосине, бензине, нефрасе. Инги­битор МСДА-1 предназначен для защиты от атмосферной и микробиологической коррозии изделий из стали, чугуна, меди и её сплавов, цинка, алюминия и его сплавов, кадмия, олова, серебра, баббита. Ингибитор обеспечивает защиту в течение 2—7 лет в зависимости от способа упаковки и условий хранения изделий. Применяют в виде 10 %-ных растворов в бензине и этиловом спирте при защите черных металлов. В минеральные масла, дизельные топлива и керосины присадку вводят в количестве 1—4 % (мас. доля).

ВНХ-1 (ТУ 6-00-7001938-110-89) - пастообразное вещество или вязкая жидкость коричневого цвета со слабым специфическим запахом, хорошо растворяется в спиртах, эфирах, умеренно растворяется в углеводородных средах. Рекомендуется для защиты от атмосферной коррозии черных и цветных металлов в бензинах и керосиновых фракциях (установки первичной переработки нефти, топливные баки, двигатели), в минеральных маслах (1-3 % мае. доля), как добавка к защитным смазочным материалам на основе битумов и полимерных смол, грунтовкам и лакокраскам. Обеспечивает защиту металлоизделий сроком от 1 года до 10 лет в зависимости от условий хранения.

ВНХ-5 (ТУ 6-02-7-128-83) — вязкая жидкость темно-корич­невого цвета со слабым специфическим запахом, хорошо раство­рима в спиртах, углеводородах. Применяют для защиты от атмос­ферной коррозии черных и цветных металлов. Ингибитор ВНХ-5 используют в количестве 1—3 % (мае. доля) в минеральных маслах, в качестве добавки к водоразбавляемым эмалям, эпоксидно-полиамидным грунтовкам. Обеспечивает защиту металлоизделий сроком от 3 до 10 лет в зависимости от условий хранения.

ВНХ-101 (ТУ 6-02-7-152-86) — пастообразное вещество коричневого цвета со слабым специфическим запахом, растворяется в спирте, углеводородах. Предназначено для защиты от атмосферной коррозии черных и цветных металлов. Используют в количестве 1-3 % (мае. доля) в минеральных маслах; как добавку в малеинизи- рованные водоразбавляемые лакокрасочные составы, составы для покрытий на основе парафина и озокерита. Ингибитор ВНХ-101 обеспечивает защиту на срок от 1 года до 10 лет в зависимости от условий хранения.

ПКУ-3 (ТУ 6-02-1299-85) — продукт конденсации уротропина и этаноламина с хлористым бензилом. Это вязкая жидкость от темно-оранжевого до вишневого цвета. Предназначен для травления сталь­ного проката, деталей из углеродистых и низкоуглеродистых сталей в серной, соляной и фосфорной кислотах. Ингибитор используют для защиты емкостей при перевозке и хранении соляной кислоты и защиты технологического оборудования при химической очистке от отложений.
Оптимальные концентрации при травлении 2—3 г/л; при хране­нии и транспортировании кислот — 10 г/л.

  

Летучие ингибиторы коррозии

НДА (ТУ 6-00-05808009-248-92) — нитрит дициклогексиламина. Это порошок белого цвета с желтоватым оттенком, растворимый в этаноле, метаноле, воде, ацетоне. Предназначен для долговре­менной (10—20 лет в зависимости от способа применения и условий хранения изделий) защиты от атмосферной и микробиологической коррозии изделий из стали, алюминия и его сплавов, никеля, хрома, кобальта. Ингибитор применяют в виде порошка, засыпаемого в сублиматор для получения ингибированного воздуха; порошка для опудривания или напыления на защитные поверхности; спиртовых растворов; ингибированной бумаги с содержанием ингибитора 14— 20 г/см2.
Ингибитор коррозии НДА можно примять для защиты оксиди­рованных, фосфатированных, алюминированных и хромированных поверхностей.

ХНА (ТУ 6-02-683—87) хромат циклогексиламина. Это кристаллическое вещество ярко-желтого цвета, хорошо растворимое в воде и этаноле. Предназначен для защиты от атмосферной и микробиологической коррозии следующих изделий:
из стали, чугуна, меди и её сплавов, никеля, олова, серебра, алюминия и его сплавов;
имеющих оксидированные, фосфатированные, алюминированные, никелированные, а также омедненные, луженые и хроми­рованные металлические поверхности.
Ингибитор ХНА обеспечивает длительную (до 5-10 лет) защиту изделий в зависимости от способа применения ингибитора и условий хранения изделий. Применяют в виде ингибированной бумаги, содержащей 10—22 г ингибитора на 1 м2 бумаги, водных и спиртовых растворов (расход ингибитора не менее 50 г на 1 м2 защищаемой поверхности), а также на пористых носителях, содержащих не менее 50 г ингибитора на 1 м2.

ВНХЛ-49 (ТУ 6-00-058009-186-90) — жидкость светло-желтого цвета с легким запахом амина, хорошо растворимая в этаноле и метилэтиленкетоне.
Ингибитор предназначен для защиты сложных изделий (сос­тоящих из различных металлических и неметаллических материалов) от атмосферной и биологической коррозии. Применяют для защиты изделий из стали, меди и её сплавов, алюминия и его сплавов, хрома, кадмия, никеля, олова, серебра и припоя, а также оксиди­рованных, хромированных, кадмированных, никелированных по­верхностей металлов, в том числе оксидированного магния. Ингибитор применяют на пористых носителях, содержащих 40—50 % (мае. доля) ингибитора.

КЦА (ТУ 6-02-1042-76) — карбонат циклогексиламина, порошок белого цвета, хорошо растворим в воде и спиртах. Предназначен для защиты от атмосферной и микробиологической коррозии изделий из черных металлов, алюминия и его сплавов при эксплуатации, хранении, консервации и транспортировании в различных климатических условиях (континентальных, морских и арктических). Применяют в виде водных и спиртовых растворов, а также в виде добавки к ингибитору НДА в количестве 10-15 % (мае. доля) для получения ингибированной бумаги. Обеспечивает срок защиты изделий от двух до трех лет.

 

ВНХ-Л-20 (ТУ 6-00-7001938-218-88) - белый кристалличес­кий порошок с запахом горького миндаля, хорошо растворим в спиртах и ацетоне. Предназначен для защиты сложных изделий (состоящих из различных материалов) от атмосферной и микро­биологической коррозии при эксплуатации, хранении, консервации и транспортировании в различных климатических условиях (континентальных, морских, тропических, арктических). Применяют в виде порошка, ингибированной бумаги и на пористом носителе с содержанием ингибитора 300-500 г/м2. Обеспечивает защиту изделий сроком до 10 лет при их надежной герметизации.

ВНХ-ЛФ-408 (ТУ 21-01-32804119-98) - производное морфолина, бензальдегида и бензотриазола. Предназначен для защиты сложных изделий (состоящих из различных металлических и неметаллических материалов) от атмосферной и микробиоло­гической коррозии при эксплуатации, хранении, консервации и транспортировании в различных климатических зонах. Применяют в виде порошка, на пористом носителе с содержанием ингибитора 10—12 % (мае. доля), в виде таблеток, гранул. Обеспечивает защиту сроком до 10 лет при надежной герметизации изделий.

ЛНХ ЛФ-111 (ТУ 6-00-5808009-237-91) - порошок белого цвета со специфическим запахом. Ингибитор предназначен для защиты от атмосферной и биологической коррозии изделий из черных и цветных металлов (кроме цинка) при эксплуатации, хранении, консервации и транспортировании в различных условиях (континентальных, морских, тропических). ЛНХ ЛФ-111 использу­ется в виде ингибированной бумаги, порошка, 4—9 %-ных спиртовых растворов, таблеток. Ингибитор обеспечивает защиту изделий сроком от 1 года до 5 лет в зависимости от способа его применения.


Консервационные и рабоче-консервационные масла

Рабоче-консервационные масла
Современные моторные и трансмиссионные масла по уровню функциональных свойств удовлетворяют требованиям нормальной эксплуатации соответствующих машин и механизмов, способны уменьшать отдельные виды изнашивания. Например, моторные масла группы Г, содержащие моющие присадки до 5-8 %, без вве­дения в них ингибиторов коррозии обладают определенным уровнем защитных свойств и способны защищать двигатели внутреннего сгорания при периодической эксплуатации и хранении до 1,5 лет. При более длительных сроках хранения в масла необходимо вводить специальные ингибиторы коррозии, создавать рабоче-консервационные масла, обеспечивающие защиту от коррозии и коррозионно-механического изнашивания сроком до 10—15 лет.
Рабоче-консервационные масла по сравнению с рабочими и чисто консервационными характеризуются более высоким уровнем поверхностных свойств, пленки рабоче-консервационных масел обла­дают значительно большими адсорбционно-хемосорбционными свой­ствами. Этим определяются не только их высокая защитная эффек­тивность в тонкой пленке, но и другие поверхностные свойства: про­тивокоррозионные, смазывающие, противоизносные и противозадирные, что достигается сочетанием соответствующих ПАВ.

 

Консервационные масла (КМ) это средства временной противокоррозионной защиты на основе минерального или синтети­ческого масла со значительным содержанием маслорастворимых ингибиторов коррозии, предназначенные для наружной и внутрен­ней консервации металлоизделий во время хранения или транс­портирования в различных условиях (не применяется для их эксплу­атации). При использовании консервационного масла находящуюся на хранении технику перед введением в эксплуатацию необходимо расконсервировать, т.е. удалить консервационное масло.
Консервационно-рабочие масла (КРМ) отличаются от консервационных тем, что их можно одноразово использовать при введении техники в эксплуатацию.
Консервационные, а также консервационно-рабочие масла (рабочие масла с ингибитором коррозии) широко применяют на заводах различных отраслей промышленности — автомобильной, тракторной, инструментальной, станкостроительной, судостро­ительной, авиационной, подшипниковой, сельскохозяйственного машиностроения для межоперационной защиты деталей и узлов и консервации готовых изделий. В первом случае защитные масла наносят на изделия методом окунания или пульверизации. Готовые изделия (двигатели, компрессоры, редукторы и др.) консервируют, наливая защитное масло в картер с последующей кратковременной работой двигателя или механизма на холостом ходу (в течение 15— 20 мин). Аналогично консервируют двигатели, установленные на автотракторной и другой технике у потребителей. После кратковременной работы двигателя на холостом ходу защитное масло должно присутствовать на всей поверхности зеркала цилиндра и других деталях, не подвергающихся смазыванию в процессе работы.
После этого Консервационные и консервационно-рабочие масла, как правило, сливают. Консервационно-рабочие масла могут быть оставлены в картере на период хранения, и на них разрешена временная эксплуатация автотракторной техники. Эксплуатировать, даже кратковременно, технику на консервационных маслах запре­щается.

К-17 (ГОСТ 10877—76) изготовляют из смеси авиационного МС-20 и трансформаторного Т-1500 масел с добавлением петролатума окисленного, каучука СКБ-45 и композиции присадок.
Применяют для долговременной (5 лет и более) консервации изделий, в том числе запасных частей из черных и цветных металлов, хранящихся без непосредственного воздействия климатических факторов. Двигатели внутреннего сгорания консервируют без разборки: сливают штатное масло, отключают фильтры, прокачивают масло К-17, излишки масла удаляют.
Для ввода двигателя в эксплуатацию достаточно залить его штатным маслом. Консервацию запасных частей осуществляют многократным окунанием их в ванну с маслом или растиранием масла кистью по поверхности детали. Кроме того, масло К-17 можно использовать как присадку к высокосернистым газотурбинным топливам (0,002 % на топливо). При этом значительно снижается коррозия топливной аппаратуры двигателей и повышается межре­монтный период их работы.

НГ-203Р (ТУ 38.1011273-89)- изготовляют из смеси масляного раствора сульфоната кальция и индустриального масла с добавлением окисленного петролатума, алкилфенола и аминов. Применяют для защиты от коррозии наружных и внутренних поверхностей деталей машин и механизмов. НГ-203Р используют как присадку к дизельным топливам для судовых двигателей (0,001 % на топливо).

Кормин (ТУ 38.1011159-88)- применяют для защиты от ат­мосферной коррозии наружных поверхностей сельскохозяйственных машин и запасных частей к ним, а также изделий станкоинструментальной и машиностроительной промышленности из черных, цветных металлов и их сплавов в условиях эксплуатации и хранения. На защищаемую поверхность состав наносят кистью или окунанием при температуре 80-100 °С. Изделие с защитной пленкой состава Кормин может храниться при непосредственном воздействии атмосферных осадков в течение года.

Маякор (ТУ 38.401-58-67-93)- состоит из смеси нитрованного и трансформаторного масел с добавлением аминов, загустителя сульфонатных присадок и окисленных углеводородов. Применяют для наружной и внутренней консервации двигателей, машин и механизмов. Обеспечивает эффективную защиту изделий из черных и цветных металлов сроком до 5 лет в жестких условиях.

Мифол КМ (ТУ 0253-319-00148820-97) предназначен для долговременной защиты от атмосферной коррозии изделий из черных и цветных металлов при хранении во всех климатических условиях, в том числе в условиях тропического климата.

Ингибит-С (ТУ 38.1011133—87) -применяют для защиты от коррозии сельскохозяйственной техники при межсезонном хранении в различных климатических зонах. Наносят на защищаемую поверхность при температуре не менее 5 °С и влажности не более 70 % методом безвоздушного или пневматического распыления, окунанием или кистью. Основные компоненты: битум марки 90/10, окисленный петролатум, отходы от производства присадки сульфоната кальция, сольвент нефтяной, бензин.

НГ-222 (ТУ 38.401-58-215-98)- выпускают двух марок: А и Б. Состав марки А предназначено для защиты от коррозии наружных поверхностей деталей из черных и цветных металлов, которые хранятся на открытых площадках и на складах в особо жестких, жестких и средних условиях; марки Б — для защиты от коррозии наружных поверхностей из черных и цветных металлов, для хранения запасных частей в жестких и средних условиях, а также для защиты от коррозии скрытых поверхностей автомобильной и авиационной техники. Наносят защитный состав кистью или распылением.
Основные компоненты: окисленный петролатум, лак МС-080, алифатические амины, сульфонат кальция, ксилол.

Кабинор (ТУ 38.401-58-69-93) -предназначен для защиты от коррозии наружных поверхностей деталей из черных и цветных металлов, которые хранятся на открытых площадках и на складах в жестких, средних и легких условиях. Эффективно защищает от коррозии свинцовую оболочку кабелей связи. Рекомендуется применять также для защиты от коррозии кузнечно-прессового оборудования, штампов, станков и инструментов, трубопроводов, подземных коммуникаций. Наносят на защищаемую поверхность окунанием или кистью. Основные компоненты: битум, алифатичес­кие амины, ингибиторы коррозии для защиты свинца, уайт-спирит.

Мовитин (ТУ 38.401-58-216-98) -предназначен для защиты от коррозии наружных поверхностей крупногабаритных конструкций, резервуаров, а также деталей из черных и цветных металлов хранящихся на открытых площадках и на складах в жестких, средних и легких условиях. ПИНС Мовитин образует на защищаемой поверх­ности твердую абразивостойкую пленку и широко применяется для защиты днища автомобилей. Защитный состав наносят кистью или пневматическим распылением. Основные компоненты: битум, нефтеполимерная смола, церезин, сульфонат кальция, окисленный петролатум, уайт-спирит.

ИФХАН ЗОА (ТУ 37-110-30-97) - антикоррозионная мастика, предназначенная для защиты от коррозии и абразивного воздействия (песок, камни) автомобилей. Мастика представляет собой каучуко-битумную композицию, содержащую ингибиторы коррозии. Обра­зующаяся пленка — полутвердая, черного цвета. Массовая доля актив­ного вещества составляет 50—60 %, температура каплепадения актив­ного вещества не менее 140 °С.
Наносят на защищаемую поверхность воздушным, безвоздуш­ным распылением или кистью.

ПИНС-АТ (ТУ 38.401-58-120-95) предназначен для защиты от коррозии наружных и внутренних поверхностей деталей из черных и цветных металлов. Образует на поверхности металла тонкую, прозрачную без отлипа пленку. Применяют для защиты от коррозии скрытых поверхностей самолетов, на которых возможно скопление воды и агрессивных электролитов.
Наносят на защищаемые поверхности методом пневмати­ческого распыления или кистью.
Основные компоненты: нефтеполимерная смола, алифатичес­кие амины, синтетические жирные кислоты, церезин, сульфонат кальция, ксилол, Уайт-спирит.
Состав выпускают также в аэрозольной упаковке.

Мольвин-МЛ (ТУ 38.101894-81)тиксотропный состав, предназначен для защиты от коррозии внутренних полостей и кузовов автомобилей. Наносят на защищаемую поверхность в процессе сборки автомобиля на конвейере методом безвоздушного распыления. Имеет высокую температуру каплепадения.
Основные компоненты: церезин, окисленный петролатум, октофор, олифа, силикагель, Уайт-спирит.

Оремин (ТУ 38.1011289-90) тиксотропный состав, пред­назначен для защиты от коррозии внутренних полостей и кузовов автомобилей. Наносят на защищаемую поверхность в процессе сборки автомобиля на конвейере методом безвоздушного распыления. Темпе­ратура продукта при распылении должна быть не ниже 18 °С.

ПИНС  Оремин рекомендуется применять также для защиты от коррозии вертикально расположенных конструкций, коммуникаций, эстакад и станочного оборудования. В этом случае его можно наносить кистью.
Основные компоненты: сульфонат кальция, петролатум, али­фатические амины, стеарат лития, воск, уайт-спирит.

Мовиль-С (ТУ 38.40158175—96) автоконсервант порогов, предназначен для защиты от коррозии внутренних поверхностей деталей коробчатого сечения корпуса и съемных частей кузова новых и бывших в эксплуатации автомобилей. Наносят кистью или воздушным распылением.
Основные компоненты: церезин, сульфонат кальция, синтети­ческие жирные кислоты, октофор, уайт-спирит.

ВЗМ-МЛ-1 (ТУ 38.101738-78) — концентрат для получения пленкообразующего ингибированного нефтяного состава Мовиль. Концентрат содержит сульфонатные присадки, октофор М, касторо­вое масло. В качестве самостоятельного защитного состава не используют.

ИФХАН-29А (ТУ 37-109-29-97) — концентрированный раст­вор воскообразных ингибиторов в уайт-спирите. При применении разводят растворителем в 2—2,5 раза. В таком виде используют для защиты от коррозии скрытых полостей, пола салона автомобилей, поврежденных лакокрасочных покрытий, болтовых и других соедине­ний. Наносят методом распыления, кистью.


БИИМ-1 (ТУ 38.4011004—94) — битумная ингибированная изо­ляционная мастика, предназначена для защиты от коррозии и меха­нических повреждений трубопроводного транспорта. Мастика имеет широкий температурный диапазон применения — от -20 до +70 °С, абразиво- и влагостойка, обладает высокой защитной эффектив­ностью при воздействии агрессивных сред, электролитов, воды и водяных паров. Расход мастики составляет 1—2 кг/м2 при толщине защитной изоляционной пленки 0,8-1,5 мм. Мастику БИИМ-1 изготовляют на основе продуктов переработки нефти, маслорастворимых ингибиторов коррозии, кальциевых мыл, эластомеров. Наносят на обрабатываемую поверхность из расплава при тем­пературе 120-150°С.
Особое место среди пленкообразующих ингибированных нефтяных составов занимают
ПИНС на водной основе.

Аквамин (ТУ 38.401633—87)пожаро- и экологически безо­пасный ПИНС, предназначен для защиты окрашенных и неокрашенных поверхностей изделий из черных и цветных металлов на период транспортирования и хранения в неотапливаемых поме­щениях, а также под навесом и на открытых площадках в районах с умеренным климатом. Состоит из маслорастворимых ингибиторов коррозии, эмульгаторов и пленкообразующих добавок. Выпускают в виде концентрата, при использовании разбавляют водой. После испарения воды на поверхности металла образуется пленка, не смываемая водой.

Ситаква (ТУ 38.401819—90)пожаро- и экологически безо­пасный ПИНС, предназначен для защиты от коррозии окрашенных и неокрашенных запасных частей из черных и цветных металлов, хромированных поверхностей, подкапотного пространства автомо­билей. Наносят окунанием, кистью или пневмораспылением. Выпускают в виде концентрата и перед применением разбавляют водой. Образует на поверхности металла необратимую пленку, не смываемую водой.
Основные компоненты: сульфонат кальция, церезин, нефтеполимерная смола, эмульгаторы, вода.

ВО (ТУ 38.1011315—90) — ружейная смазка, состоит из масла цилиндрового II, церезина и гидроксида натрия. Используют для кратковременной защиты металлических поверхностей от коррозии и как рабочую смазку для ненагруженных узлов, кратковременно работающих при температуре выше 5 °С. Применение при более низких температурах затруднено из-за высокой вязкости смазки.

РЖ (ТУ 38.1011315—90) — жидкая ружейная смазка. Состоит из индустриального масла 20А, топлива Т-1, загустителя и присадок. Используют для тех же целей, что и смазку ВО, а в условиях эксплуатации — как рабочую смазку при температурах до -50 °С и для очистки поверхностей от нагара.

КРМ (ТУ 38.1011315-90) предназначено для эксплуатации и консервации стрелкового оружия при температурах окружающего воздуха до -45 оС.

АКОР-1 (ГОСТ 15171—78) изготовляют на основе нитрованных базовых масел марок М-8 или М-11 с добавлением при защелачивании 10±1 % (мае. доля) технического стеарина. Вводят в смазочные масла для улучшения защитных свойств.

В 15/41 (ТУ 6-14-866—77) кислый эфир алкенилянтарной кислоты. Присадку добавляют к маслам, работающим во влажной среде, для предотвращения коррозии.

АЛА(ТУ 38.1011038—85) — алкенилянтарный ангидрид. Предназначен для получения ингибиторов коррозии СИМ, а также для приготовления рабоче-консервационных масел различного назначения.

СИМ (ТУ 38.1011039—85) алкенилсукцинимид мочевины. Предназначен для приготовления рабоче-консервационных масел и комбинированных ингибиторов коррозии для масел различного назначения.

Мифол (ТУ 0257-002-00148820-94) — комбинированный ингибитор коррозии, содержащий фенольную смолу, микробный жир, сульфонат кальция, минеральное масло. Предназначен для приготовления консервационных и рабоче-консервационных масел различного назначения.

Сламин (ТУ 38.401-79—90) — комбинированный ингибитор коррозии, изготовляемый на основе сланцевого масла с добавлением присадки ДФ-11, сульфонатной присадки и полиметакрилата (ПМАД). Вводят в смазочные масла для улучшения защитных свойств.

Минкор-2 (ТУ 38.401753—89) — комбинированный водомасло-растворимый ингибитор коррозии на основе нитрованного масла, диалкилфосфорной кислоты и жирных алифатических аминов. Улучшает защитные свойства топлив. Также используют при создании защитных составов на водной основе.

М-1 (ТУ 6-02-1132—88) — соль циклогексиламина и синтети­ческих жирных кислот фракции С10-С16 пастообразное вещество светло-коричневого цвета, растворимое в воде, этаноле, бензине, индустриальном масле. Ингибитор М-1 предназначен для защиты от атмосферной и микробиологической коррозии изделий из стали, чугуна, алюминия и его сплавов. Он обеспечивает защиту до 5 лет в зависимости от способа упаковки и условий хранения изделий.