ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА

Соответствие обозначений трансмиссионных масел

по ГОСТ 17479.2-85 принятым в нормативно-технической документации

Обозначение масла по ГОСТ 17479.2-85

Принятое обозначение масла

Нормативно-техническая документация

ТМ-1-18

ТС-14,5

ТУ 38.101110-81

ТМ-1-18

АК-15

ТУ 38.001280-76

ТМ-2-9

ТСп-10ЭФО

ТУ 38.101701-77

ТМ-2-18

ТЭп-15

ГОСТ 23652-79

ТМ-2-34

ТС

ТУ 38.1011332-90

ТМ-3-9

ТСзп-8

ТУ 38.1011280-89

ТМ-3-9

ТСп-10

ТУ 38.401809-90

ТМ-3-18

ТСп-15К, ТАп-15В

ГОСТ 23652-79

ТМ-5-9

ТСз-9гип

ТУ 38.1011238-89

ТМ-5-18

ТСп-14гип, ТАД-17и

ГОСТ 23652-79

ТМ-5-34

ТСгип

ОСТ 38.01260-82

ТМ-5-12з (рк)

ТМ5-12рк

ТУ 38.101844-80

Для решения вопроса взаимозаменяемости отечественных и зарубежных масел дано примерное соответствие классов вязкости и эксплуатационных групп трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2—85 классам вязкости по классификации SАЕ и группам по классификации АРI

В соответствии с классом вязкости ограничены допустимые пределы кинематической вязкости при 100 °С и отрицательная тем­пература, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Па-с. Эта вязкость считается предельной, так как при ней еще обеспечивается надежная работа агрегатов трансмиссий.

В зависимости от эксплуатационных свойств и возможных обла­стей применения масла для трансмиссий автомобилей, тракторов и другой мобильной техники отнесены к пяти группам: ТМ-1 — ТМ-5, указанным в табл. 4.2.

Группу масел устанавливают по результатам оценки их свойств по ГОСТ 9490-75 (табл. 4.3) при разработке новых трансмиссионных масел и постановке их на производство, а также при периодических испытаниях товарных масел 1 раз в 2 года.

По классификации ГОСТ 17479.2-85 масла маркируют по уровню напряженности работы трансмиссии и классу вязкости. Например, в маркировке масла ТМ-5-18 ТМ означает начальные буквы русских слов «трансмиссионное масло», первая цифра — группа масла по эксплуатационным свойствам, вторая цифра — класс вязкости масла.

4.2. Группы трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85

 

Группа масел по эксплуатационным свойствам


Рекомендуемая область                         применения.

 

Минеральные масла без присадок

Минеральные масла с противоизносными присадками

Минеральные масла с противозадирными присадками умерен­ной эффективности

Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности

Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункци­онального действия, а также универсальные масла


Цилиндрические, конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 МПа и температуре масла в объеме до 90 °С

То же, при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла в объеме до 130 °С

 Цилиндрические, конические, спирально-кони­ческие и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С

Цилиндрические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150°С

Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 "С


Ассортимент трансмиссионных масел

4.5. Соответствие* классов вязкости и групп трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85 классификациям SАЕ J306С и АРI

Класс вязкости

Класс вязкости по

Группа по ГОСТ

Группа по

по ГОСТ 17479.2-85

SAE J306С

17479.2-85

АРI

9

75W

ТМ-1

ОМ

12

80W/85

ТМ-2

01-2

18

90

ТМ-3

01-3

34

140

ТМ-4

01-4

 

 

ТМ-5

01-5

* Приблизительное соответствие. Для полного соответствия необходимо проведение

целого комплекса испытаний по определенным методикам.

Выработку масел осуществляют по специальным заказам покупателей. Так, на некоторых нефтеперерабатывающих заводах продолжается выпуск вязкого остатка от прямой перегонки нефти:

нафтенового основания. Продукт реализуют под старым торговым названием Нигрол. Выпускают 2 вида Нигрола — зимний и летний, различающиеся между собой уровнем вязкости и температурами вспышки и застывания.

Рассматривая рыночный ассортимент трансмиссионных масел сегодняшнего дня, следует, прежде всего, отметить его заметное сокращение. Так, совершенно перестали вырабатывать старые, хорошо известные масла АК-15, ТС-14,5, сократились объемы производства ранее широко используемых масел ТАп - 15В, ТЭп-15 и др. Объясняется это значительным сокращением в эксплуатации старых автомобилей, тракторов, экскаваторов и других видов транспортных, строительных и сельскохозяйственных технических средств.

В то же время нельзя не заметить появления на нефтяном рынке страны различных зарубежных трансмиссионных масел аналогичного назначения, которые в ряде случаев успешно конкурируют с маслами отечественного производства.

Тем не менее, ряд маловязких, низкозастывающих масел спе­циального назначения продолжают вырабатывать и успешно реали­зуют в сложных условиях современного рынка. Маловязкие трансмиссионные масла содержат композицию противоизносных, антикоррозионных, антиокислительных и моющих присадок, депрессатор температуры застывания и антипенную добавку.

Трансмиссионные масла класса вязкости 9

4.6. Характеристики трансмиссионных масел класса вязкости 9

Показатели

ТСзп-8

ТСз-9гип

ТСп-10

МТ-8п

Вязкость:

 

 

 

 

кинематическая, мм2/с, при 100 °С,

не менее

7.5-8.5

9,0

10.0

8,0-9,0

динамическая, Па-с, при -45 (-35) °С,  более

-

150

(300)

-

Индекс вязкости, не менее

140

140

90

90

Температура, °С:

 

 

 

 

вспышки в открытом тигле, не ниже

164

160

128

180

застывания, не выше

-50

-50

-40

-30

Массовая доля, %:

 

 

 

 

механических примесей, не более

0,025

0,05

0.02

0,015

воды

Следы

серы (хлора), не менее

0,7

(2.8)

1,6

-

фосфора, не менее

0.08

 

-

-

Кислотное число, мг КОН/г. не более

1.0

-

0.01

Испытание на коррозию пластинок из стали

Выдерживает

и меди

 

Смазывающие свойства на ЧШМ:

 

 

 

 

индекс задира, Н, не менее

392

490

470

343

показатель износа при 20 °С, 1 ч, и нагрузке

 

 

 

 

392 Н, мм, не более

0,50

0,90

-

-

нагрузка сваривания, Н, не менее

2764

3283

3479

-

критическая нагрузка, Н, не менее

823

1235

 

-

Примечания. 1. Для масла ТСп-10 нормируется термоокислительная стабильность на

приборе ДК-НАМИ при 140 "С, в течение 20 ч; изменение кинематической вязкости при 100 °С — не

более 27 %, массовая доля осадка в петролейном эфире — не более 0,7 %.

2. Для масла МТ-8п нормируется: коррозия свинца С, или С < 5,0 г/м2; цвет (разбавление 15:85)

< 8,0 ед. ЦНТ; термоокислительная стабильность не менее 60 мин моющие свойства по ПЗВ — не более

1,0 балла; коксуемость масла без присадок — не более 0,30 %; зольность масла с присадками — (0,4-

0,75) % и без присадок — не более 0,005 %; щелочность — не менее 2,0 мг КОН/г.

Трансмиссионные масла класса вязкости 9

Моторно-трансмиссионное масло МТ-8п (ТУ 38.101277—85) — масло селективной очистки из восточных сернистых нефтей, содержит

композицию противоизносных, антикоррозионных, антиокислительных и моющих присадок, депрессатор температуры застывания и антипенную добавку. Масло применяют как трансмиссионное в планетарных передачах гусеничных машин, а также в системе гидроуправления некоторых специальных машин.

Масло ТСзп-8 (ТУ 38.1011280-89) — маловязкое, низкозас­тывающее, загущенное стойкой против деструкции вязкостной присадкой, содержит также противозадирную, противоизносную, антиокислительную и антипенную присадки. Масло предназначено для смазывания агрегатов трансмиссий, имеющих планетарные редукторы коробок передач, и некоторых систем гидроуправления мобильных транспортных средств.

Масло ТСз-9гип (ТУ 38.1011238-89) — смесь высоковязкого и маловязкого низкозастывающего нефтяных масел, загущенная вязкост­ной полимерной присадкой, стойкой против деструкции. В состав масла входят противозадирная, антиокислительная, антикоррозионная, депрессорная и антипенная присадки. Масло работоспособно в широком интервале температур от -50 до +120 °С в различных автомобильных трансмиссиях, включая и гипоидные передачи.

Масло ТСп-10 (ГОСТ 23652—79) -вырабатывают из малосер­нистых нефтей, при этом используют высоковязкий остаточный деасфальтированный компонент и маловязкий дистиллятный компонент с низкой температурой застывания. Кроме противозадирной присадки, масло содержит депрессорную присадку. Масло применяют всесезонно в Северных районах и как зимнее в средних климатических зонах для смазывания прямозубых, спирально-конических и червячных передач, работающих при контактных напряжениях до 1500—2000 МПа и температурах масла в объеме до 100—110 °С.

Трансмиссионные масла класса вязкости 18

Эти вязкие масла по объемам производства и потребления наиболее широко представлены в ассортименте трансмиссионных смазочных материалов. В основном, они представляют собой минеральные масла остаточного происхождения с композицией присадок.

Область применения охватывает все грузовые и легковые автомобили, тракторы, дорожно-строительные машины и другие виды мобильной техники, а также некоторые виды тяжелых редукторов промышленного оборудования. Эти масла, в основном, объединены ГОСТ 23652-79.

Масло ТЭп-15 (ГОСТ 23652-79) -вырабатывают на базе ароматизированных остаточных продуктов и дистиллятных масел. Функциональные свойства масла улучшены благодаря введению противоизносной и депрессорной присадок. Применяют в качестве всесезонного трансмиссионного масла для тракторов и других сельскохозяйственных машин в районах с умеренным климатом. Рабо­чий температурный диапазон масла -20...+100 °С.

Масло ТСп-15К ( ГОСТ 23652-79 ) - трансмиссионное масло, единое для коробки передач и главной передачи (двухступенчатый редуктор с цилиндрическими и спирально-коническими зубчатыми колесами) автомобилей КАМАЗ и других грузовых автомобилей. Представляет собой остаточное масло с небольшой добавкой дистиллятного и композицией присадок, улучшающих противозадирные, противоизносные, низкотемпературные и антипенные свойства. Работоспособно длительно при температурах -20...+130 °С.

Масло ТАп-15В (ГОСТ 23652-79) - смесь высоковязкого арома­тизированного продукта с дистиллятном маслом и композицией приса­док, улучшающих противозадирные и низкотемпературные свойства. Применяют в трансмиссиях грузовых автомобилей и для смазывания прямозубых, спирально-конических и червячных передач, в которых контактные напряжения достигают 2000 МПа, а температура масла в объеме 130 °С. В средней климатической зоне используют всесезонно при температуре до -25 °С.

Масло ТСп-14гип (ГОСТ 23652-79) -вырабатывают с компози­цией противозадирной, моющей и антипенной присадок. Предназначено для смазывания гипоидных передач грузовых автомобилей (в основном, семейства ГАЗ) и специальных машин в качестве всесезонного для умеренной климатической зоны. Диапазон рабочих температур масла -25...+130°С.

Масло ТМ 5-18(ТАД-17и ) ГОСТ 23652-79 - универсальное минеральное. Содержит многофункциональную серу-фосфорсодержащую, депрессорную и антипенную присадки. Работоспособно до -25 °С; верхний предел длительной работоспособности 130-140 °С. Предназначено для смазывания всех типов передач, в том числе гипоидных, автомобилей и другой мобильной техники.

Трансмиссионные масла класса вязкости 18

Показатели

ТЭп-15

ТСП-15К

ТАп-15В

ТСп-14гип

ТАД-17И

 

Вязкость:

 

 

 

 

 

 

кинематическая, мм2/см, при

 

 

 

 

 

 

температуре:

 

 

 

 

 

 

50 °С

-

-

-

-

110-120

 

100 °С

15.0±1

15.0±1

15.0±1

>14.0

17,5

 

динамическая, Па-с,

 

 

 

 

 

 

при-15 (-20) °С, не более

200

75

180

(75)

-

 

Индекс вязкости, не менее

-

90

-

85

100

 

Температура, °С:

 

 

 

 

 

 

вспышки в открытом тигле,

 

 

 

 

 

 

не менее

185

185

185

215

200

 

застывания, не выше

-18

-25

-20

* -25

-25

 

Массовая доля, %

 

 

 

 

 

 

механических примесей,

 

 

 

 

 

 

не более

0.03

0.01

0,03

0,01

Отсутствие

 

воды

Следы

Отсутствие

Следы

 

фосфора, не менее

0,06

-

-

-

0,1

 

серы

<3,0

-

-

-

1,9-2.3

 

водорастворимых кислот и

 

 

 

 

 

 

щелочей

Отсутствие

-

Отсутствие

-

-

 

Испытание на коррозию пластинок

 

 

в течение 3 ч:

 

 

из стали и меди при 100 °С

Выдерживает

 

из меди при 120 °С, баллы,

 

 

 

 

 

 

не более

 

-

 

 

Зольность, %

>0,3

-

-

 

<0.3

 

Кислотное число, мг КОН/г, не более

 

-

-

-

2.0

 

Стабильность на приборе ДК-НАМИ

 

 

 

 

 

 

(140°С, 20ч):

 

 

 

 

 

 

Изменение   кинематической

 

 

 

 

 

 

вязкости при 100 °С , %, не более

25,0

7,0

-

-

-

 

осадок в петролейном эфире,

 

 

 

 

 

 

%, не более

0,7

0,05

-

-

-

 

Склонность пенообразованию

 

 

 

 

 

 

см3, не более, при температуре:

 

 

 

 

 

 

24 °С

-

300

.

500

100

 

94 °С

-

50

-

450

50

 

24 °С после испытания при 94 °С

-

300

-

550

100

 

Смазывающие свойства на ЧШМ:

 

 

 

 

 

 

индекс задира, Н, не менее

-

539

490

588

568

 

нагрузка сваривания,

 

 

 

 

 

 

Показатели

ТЭп-15

ТСП-15К

ТАп-158

ТСп-14гип

ТАД-17и

 

показатель износа при

 осевой нагрузке 392 Н,

(20±5)°С, 1 ч, мм,

 

 

 

 

 

 

не более

0.55

0,50

-

-

0,40

 

Цвет, ед. ЦНТ, не более

-

-

-

6,0

5,0

 

Плотность при 20 °С, кг/м3, не более

950

910

930

910

907

 

Примечание. Для масла ТАД-17и нормируют: термоокислительная стабильность

 на шестеренной машине при 155 °С в течение 50 ч: изменение кинематической вязкости при 50 °С

 — не более 100 %; осадки в петролейном эфире и бензине — не более 3 и 2 % соответственно;

 изменение объема акрилатной резины марки 2801 и нитрильной марки 57 — 5025

в пределах +10...-2 % и ±8 % соответственно; коксуемость ^1,0 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАСЛА ДЛЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ

Выпускают три марки таких масел

Масло марки «А» (ТУ 38.1011282-89) масло для автоматических коробок передач погрузчиков— глубокоочищенный дис­тиллят селективной очистки, загущенный вязкостной полимерной при­садкой. В состав масла входят антиокислительная, противоизносная, моюще-диспергирующая и антипенная присадки. Масло предназначено для всесезонной эксплуатации в гидротрансформаторах и автоматических ко­робках передач автомобилей при температуре окружающей среды до-30...-35 °С. Масло используют также и в качестве зимнего в гидростати­ческих приводах самоходной сельскохозяйственной и другой техники.

Масло марки «Р» (ТУ 38.1011282-89) — хорошо очищенное дистиллятное масло с добавлением присадок, улучшающих антиокис­лительные, противоизносные, моюще-диспергирующие и антипенные свойства. Используют в системах гидроусиления руля и гидрообъемных передачах.

Масло МГТ (ТУ 38.1011103-87)дистиллятное масло глубокой селективной очистки и глубокой депарафинизации, загущенное полимерной присадкой, с добавлением присадок, которые обеспечивают высокий уровень антиокислительных, противоизносных, антифрикци­онных, противокоррозионных и антипенных свойств. Масло предназ­начено для эксплуатации в гидромеханических коробках передач и гидро­системах навесного оборудования при температуре окружающей среды от +50 до -50 °С.

Масло ТМ 4-12 - универсальное минеральное трансмиссионное масло. Содержит многофункциональную серу-фосфорсодержащую, депрессорную и антипенную присадки. Работоспособно до -25 °С; верхний предел длительной работоспособности 130-140 °С. Предназначено для смазывания всех типов передач, в том числе гипоидных, автомобилей и другой мобильной техники. Класс – GL-4 .