Применение отечественных масел при низких температурах

Автомобили не имеют средств подогрева смазочного масла в агрегатах трансмиссий. В связи с этим трогание техники при низкой температуре после длительной стоянки определяется в основном вязкостно-температурными свойствами трансмиссионных масел,
На основании проведенных исследований и накопленного опыта применения трансмиссионных масел установлены предельно допустимые уровни их вязкости, при которых обеспечивается первоначальное свободное трогание машин без ущерба для зубчатых зацеплений и тел качения подшипников (табл. 1).


Одной из особенностей трансмиссионных масел является то, что при их разбавлении дизельным зимним или арктическим топливом даже на 20 %, смазывающие свойства масел (противоизносные, противозадирные, противопиттинговые и антифрикционные) практически не ухудшаются, так как масла содержат некоторый избыток соответствующих присадок. Это позволяет использовать масло, разбавленное дизельным топливом, без снижения установленных сроков смены даже при переходе на весенне-летнюю эксплуатацию. С повышением температуры воздуха легкие фракции дизельного топлива  постепенно испаряются и вязкость при положительных температурах приближается к вязкости исходного масла.


Второй особенностью применения масел при низких температурах является то, что в агрегатах трансмиссий накапливается вода от следов до 4—5 %, это ухудшает смазывающую способность некоторых масел. При эксплуатации машин в зимнее время рекомендуется периодически проверять наличие воды в картерах агрегатов трансмиссий и сливать ее через сливные отверстия.

Третьей особенностью применения масел при отрицательных температурах является снижение эффективности противозадирных и противоизносных присадок.


Не рекомендуется разбавлять трансмиссионные масла тракторным, авиационным или осветительным керосином, который резко ухудшает антифрикционные свойства масла за счет своей высокой диспергирующей способности.
Не рекомендуется также разбавлять трансмиссионные масла маловязкими маслами, так как для получения необходимого уровня-вязкости при низких температурах потребуется 40—50 % маловязкого масла, что резко снизит концентрацию противоизносных присадок.


Масло заменяют при значительном изменении его показателей качества по сравнению с исходным маслом: вязкости, кислотности, противоизносных, антикоррозионных, антиокислительных свойствах.
Условия эксплуатации для конкретной конструкции трансмиссии являются важнейшим фактором, определяющим срок смены масел. К ним относятся: нагруженность трансмиссии, температурный режим, интенсивность поступления продуктов загрязнения (пыль, вода, продукты износа деталей), механическое воздействие и др. Наиболее нагружены агрегаты трансмиссии на грунтовой дороге. Удельная энергия по сравнению с движением по скоростной дороге возрастает: по булыжной дороге в 1,66 раза, в городских условиях в 1,89 раза, в горных условиях в 1,94 раза, на грунтовой дороге в 2,21 раза.
Необходимым условием продолжительной работы масла является надежная защита агрегатов от проникновения пыли и влаги. Дорожная пыль (кварцевая) резко снижает противоизносные свойства масла, которые не компенсируются самыми эффективными присадками.
При попадании в масло ТС 5 % воды нагрузка сваривания Р снижается в 2 раза, а износ увеличивается в 2 раза.
Одним из параметров, определяющих необходимость замены масла считают повышение вязкости на 50 %.
Сроки службы трансмиссионных масел в современных легковых автомобилях различны и составляют 60-75 тыс. км пробега. В некоторых моделях легковых автомобилей масло не заменяется в течении всего срока службы. Чаще всего это практикуется в ведущих мостах с гипоидными передачами. Необходимым условием бессменной работы масла являются его высокие эксплуатационные свойства и надежная герметизация трансмиссии.

Среднестатистические интервалы замены масла:
• для автоматической коробки передач легковых автомобилей — через каждые 30.000
- 50.000 км;
• для коробки передач и других агрегатов трансмиссии коммерческих автомобилей
- через каждые 30.000-50.000 км;
• для коробки передач и других агрегатов трансмиссии машин с тяжелым режимом работы - через каждые 15.000-30.000 км.

Таблица 1
Уровни вязкости трансмиссионных масел, обеспечивающие первоначальное
свободное трогание машин

Узлы и детали машин

Кинематическая вязкость, мм2

Динамическая вязкость при трогании.
Па • с

при максимальной рабочей температуре

при 100°С

Механические вальные трансмиссии

 

 

 

автомобилей, колесных машин и др.

 

 

 

специальных колесных машин,

 

 

 

имеющих колесную формулу

 

 

 

4х2

не< 5

14—16

не> 600

4х4

не< 5

12—14

не> 500

6х4

не< 5

12—14

не> 400

6х6

не< 5

12—14

не> 350

8х8

не< 5

12—14

не> 300

12х12

не< 5

12—14

не> 300

14х 12

не< 5

12—14

не> 300

Гидромеханические коробки передач

не<3,5

7—8

не> 10

колесных и гусеничных машин

 

 

 

Планетарные коробки передач и

не< 5

8—10

не> 100

бортовые передачи тяжелых

 

 

 

быстроходных гусеничных машин

 

 

 

Механические вальные трансмиссии

не< 5

16—20

не>1000

тяжелых гусеничных машин

 

 

 

 

Все дополнительные справочные материалы Вы можете получить у технической службы ООО фирмы «ДВК».